На войне как на войне. Все методы хороши


От редакции: Отношение к войне на Украине - это основной вопрос левого и профсоюзного движения сегодня. Продолжаются не только дискуссии, но и размежевания и расколы организационных форм. Так 9 сентября 2023 г. состоялась встреча партий «Европейской коммунистической инициативы» (ЕКИ). Некогда единое идеологическое образование не смогло выработать общую позицию по отношению к боевым действиям на Украине. Не имея за собой силы аргумента, компартия Греции (КПГ) сделала ставку на аргумент силы и заявила о … роспуске ЕКИ. Чьих интересы стала выражать и чью именно политику взялось проводить руководство КПГ? Вопрос риторический, но мы знаем, В.И. Ленин называл тех, кто отрицает освободительные (прогрессивные) войны в эпоху империализма, «еврошовинистами». Борьба позиций идет не только внутри политических организаций и между ними, но также присутствует в обществе в целом, в том числе в профсоюзах. Профсоюзы есть классовые организации пролетариата, буржуазия всегда стремилась либо подавить их, либо подчинить своей политике, сделать послушным орудием в своих руках. Мы видим, какую именно политику проводит руководство Конфедерации свободных профсоюзов Украины, иначе как «пробандеровской» ее назвать нельзя. А какую политику проводит руководство ФНПР? Распродает профсоюзную собственность и делает дежурные заявления о защите прав трудящихся? Что еще? Это называется буржуазной политикой в рабочем движении. На международном уровне буржуазную политику проводит руководство Международной конфедерации профсоюзов, в том числе и большинство ее членских организаций. Вообще говоря, внутри профсоюзов идет постоянная борьба коммунистической и буржуазной линии. В зависимости от того, какая линия преобладает, вырабатывается отношение организации к характеру войны на Украине. Мы видим, например, как итальянские профсоюзы блокировали отгрузку судов с вооружением НАТО для ВСУ. Но видим и другое, как ряд профсоюзов инициирует блокаду на разгрузку российских судов с обычными товарами. 5 сентября 2023 г. Генпрокуратура РФ признала нежелательной деятельность международной неправительственной организации International Transport Workers Federation, Великобритания (МФТ). В том числе потому, как сказано в ее решении: «Под эгидой солидарности с украинскими транспортниками организация проводит кампанию по сбору финансовых средств для последующей отправки на Украину. С начала специальной военной операции различным подконтрольным Киеву структурам передано более 500 тысяч долларов США». Это решение Генпрокуратуры вызвало гневную реакцию со стороны профсоюзных структур РФ, которые были связаны отношениями с МФТ. Они заявляют о вымышленности предъявленных обвинений, о нарушении прав российских моряков и прочее. С целью помочь нашим читателям разобраться в этом вопросе предлагаем статью, опубликованную на сайте классового Межрегионального профсоюза моряков. В ближайшее время мы опубликуем интервью с председателем профкома МПМ Ю. Курнаковым, который даст оценку решению Гепрокуратуры РФ и прокомментирует ситуацию.

Кампания МФТ (ITF) против российского судоходства

Фактически британские профсоюзы докеров открыли её 28-го февраля 2022 г, сразу после обращения министра транспорта Британии, Гранта Шапса, ко всем портовым операторам страны отказаться от обслуживания российских судов. В ответ операторы потребовали официального распоряжения с перечнем конкретных судов и компаний. Однако уже в этот день докеры порта Оркни, Шетландские острова, отказались обслуживать танкер NS Champion ( Совкомфлот), сорвав заход в порт. И в тот же день докеры порта Халл известили агента сухогруза «Механик Путятин», флаг РФ, следовал из Архангельска, что судно не обслужат. «Механик» повернул обратно.
А вот 3-го марта, когда Президент секции докеров МФТ — Пэдди Крамлин официально призвал все докерские профсоюзы МФТ перейти к солидарным акциям против «российской агрессии» на Украине, началась полномасштабная кампания. Примечательно, что официальные меры против российского судоходства еще нигде объявлены не были. Однако бойкот российскому флагу и грузам, перевозимым под другими флагами, тут же заявили профсоюзные боссы США и Канады, Британии, Австралии и Новой Зеландии.
Дальше всех пошел американский ILWU, сделав заявление, что закрывает для русских 29 портов Западного побережья. С самого начала профсоюзы МФТ располагали единой базой данных, где по оценке агентства Bloomberg, числились примерно 1700 судов флага РФ и еще 200 судов удобного флага, связанных с РФ.
Уже 4-го марта докеры в графствах Кент и Чешир перешли к практическим действиям на терминалах, где обслуживались суда и грузы компании Лукойл. Причем это была акция, скоординированная с докерами Нидерландов, работавшими на терминалах газовых и нефтяных. Нидерландский профсоюз FNV Havens вообще прославился заявлениями, что «кровь на этих грузах и наших руках, если мы возьмемся за их обработку» (заявления доступны на сайте ETF, дочки ITF в странах EC). Март в Британии был урожайный месяц. От газовых терминалов Кент и до портов Северной Ирландии отлуп получали не только суда, связанные с Россией, но и грузы на судах, не имевших к РФ прямого отношения, например, танкер SeaCod под флагом Германии. Он загрузился от российского судна в море, но на заходе получил бойкот именно по причине происхождения груза.
И британские докеры в своем обращении в правительство потребовали, чтобы в готовящемся постановлении такие лазейки были закрыты. Их и закрыли, — в тексте официального закрытия портов Британии, вышел в апреле, говорится о запрете любых грузоперевозок и операций, имеющих хоть какое-то отношение к РФ.
Вслед за Британией, принявшей запрет со ссылкой на «мнение профсоюзов», то же самое сделали в США и Канаде.
В Скандинавии и Нидерландах официальная позиция свелась к поддержке действий профсоюзов без четко заявленной позиции.
Например, танкер удобного флага с российской нефтью перед заходом в Гетеборг получал нотис, что докеры отказываются разгружать танкер, поворачивал на Амстердам, где получал нотис от властей порта. В нотисе было сказано, что формального запрета на заход нет, но мы получили извещение от докеров, что у них сомнения насчет безопасности грузовых операций на фоне возможного протеста в порту. А потому-гребите обратно на Швецию. Это случай с танкером Sunny Liger, 42-тыс. тонн дизельного топлива. Судовладелец тогда даже в МИД Нидерландов обратился и получил ответ, что формально вам никто не запрещает, просто мы поддерживаем позицию докеров как части общественности. Танкер тогда просто лег в дрейф, неделю ожидая новую диспозицию.
Как видим, вдохновленные своим президентом докеров МФТ Пэдди Крамленом, профсоюзы МФТ действовали гибко. Где-то начинали блокаду российских перевозок раньше своих правительств и неотступно давили, требуя ужесточить политику. А где-то просто использовали «нейтралитет» властей, представляя себя выразителями интересов общественности. Самое интересное, что анти-российский бойкот в портах Европы координировался посольствами Украины. В Британии и Швеции вся информация о российских грузах и судах по месту расположения просто предоставлялась докерам непосредственно посольствами Украины.
Тот же номер во Франции не прошел. В ответ на обращение украинского посла «присоединиться к кампании солидарности» профсоюз CGT в порту Гавр ответил, что руководствуется законом Франции. И пока что он таких действий не позволяет.
Смешной случай был в ФРГ. Здесь посол Украины А. Мельник опубликовал обращение к докерам порта Росток не обслуживать русский танкер, следующий из Приморска на Балтике — случай с «Advantage Point». Профсоюзу Ver.di пришлось извещать общественность, что он в ожидании политического решения, а до тех пор — извините.
Подведя итоги этой кампании, можно сказать, что цели она достигла.
В краткий срок — три месяца — российское судоходство и грузы хаотически переориентировалось на другие направления и логистику. Статистика по судам, непосредственно «попавшим», по оценке Atlantic Council, скромна — 158 судов. Однако свернутых судозаходов и договоров перевозки несоизмеримо больше, и это трудно подсчитать. Вдобавок несоизмерим колоссальный эффект воздействия на портовые власти и операторов. Например, на фоне такого «протеста» контейнерные компании порта Гамбург приняли решение отказаться от обслуживания грузов российского направления. Как говорится, на войне как на войне. Стреляют из всех видов оружия.